Электрооборудование автомобиля — совокупность устройств, вырабатывающих, передающих и потребляющих электроэнергию на автомобиле. Электрооборудование автомобиля представляет собой сложный комплекс взаимосвязанных электротехнических и электронных систем, приборов и устройств, обеспечивающих надежное функционирование двигателя, трансмиссии и ходовой части, безопасность движения, автоматизацию рабочих процессов автомобиля и комфортные условия для водителя и пассажиров.
Основное количество неисправностей приходится на систему зажигания, аккумуляторную батарею и генератор с реле-регулятором.
Система зажигания. На современных автомобилях применяется бесконтактная-транзисторная или микропроцессорная система зажигания. По статистике на зажигание приходится более 40 процентов всех отказов по двигателю с его системами, неисправности системы зажигания в 80 процентах случаев являются причиной повышения расхода топлива (в среднем на 6-8 процентов) и снижении мощности двигателя. Основными неисправностями систем зажигания являются:
-разрушение изоляций проводов низкого и высокого напряжения и замыкания их на массу;
-нарушение контакта в местах соединений;
-набрызгивание маслом центрального и бокового электродов свечей зажигания и покрытие их нагаром;
-изменение зазора между электродами свечей;
-межвитковое замыкание, особенно в первичной обмотке катушки зажигания, приводящее к перегоранию обмотки;
-неправильная начальная установка момента опережения зажигания.
Диагностирование системы зажигания наиболее эффективно при использовании осциллографов. Это обусловливается периодичностью рабочих процессов в цепях системы зажигания и малым (0,005-0,2с) временем их протекания. У нас Вы также найдете множество других аппаратов, которые смогут детально разобраться с каждым элементом системы зажигания по отдельности.
Аккумуляторные батареи. К основным неисправностям аккумуляторной батареи относятся: разряд и саморазряд, сульфатация, короткое замыкание пластин.
Диагностирование аккумуляторных батарей заключается в наружном ее осмотре, проверке уровня и плотности электролита, а также напряжения под нагрузкой. Своевременное обслуживание и зарядка аккумуляторной батареи не только продлит срок ее службы, но и доставит меньше хлопот в зимний период эксплуатации автомобиля.
Генераторы и реле-регуляторы. Неисправностями генераторов являются: загрязнение коллектора, износ щеток, поломка или ослабление пружин щеткодержателей, обрыв в обмотках возбуждения, межвитковые замыкания в катушках и замыкание катушек на корпус генератора, замыкание якоря на массу и обрыв обмотки якоря, ослабление или чрезмерное натяжение ремня и др.
Диагностирование генераторов и реле-регуляторов мы осуществляем при помощи вольтметра, амперметра, осциллографа и нагрузочного устройства для задания эталонных нагрузочных режимов проверки, поскольку включение всех потребителей тока автомобиля при полностью заряженной батарее не обеспечивает полной нагрузки генератора.